«Мы — это то, на что мы смотрим»: искусствовед Ирина Чмырёва — об истории и художественных особенностях фотографии
19 июля 1822 года считается датой появления первой в мире фотографии, её автором был француз Нисефор Ньепс. Наряду с Луи-Жаком Дагером он стал создателем техники фотографии. Сегодня фотография имеет повсеместное распространение, с появлением цифровых камер делать снимки стало просто и быстро. О том, как эта массовость влияет на фотографическое искусство, в интервью RT рассказала кандидат искусствоведения, куратор, историк фотографии, член Международной ассоциации художественных критиков (AICA), арт-директор Международного фестиваля фотографии PhotoVisa Ирина Чмырёва. Она объяснила, как различаются национальные школы фотографии, как эксперты оценивают художественные достоинства фоторабот, почему в СССР излюбленным жанром фотохудожников был пейзаж и как на фотографию повлияло появление генеративных нейросетей.
— 19 июля 1822 года француз Нисефор Ньепс произвёл первую в мире фотографию. Он стоял у истоков изобретения технологии фотосъёмки наряду с Луи-Жаком Дагером. Расскажите, пожалуйста, какие предпосылки — технические, культурные — привели к созданию фотографии?
— Учёные и художники прошлых эпох мечтали о том, чтобы изображение появлялось само и сохранялось — то есть о том, что сегодня мы называем фотографией. До того как оформилась эта технология, люди не раз получали снимки случайным образом, но не знали, как воспроизвести этот опыт, поскольку не понимали лежащие в его основе физические и химические принципы. И даже когда в 1839 году Луи-Жак Дагер опубликовал метод получения стабильных фотографических изображений, в обществе начались спекуляции — разговоры о том, что на самом деле афонские монахи владели этой техникой ещё в XV веке, но хранили втайне… Правда в том, что описание камеры-обскуры было вывезено в Европу из Китая ещё в XV веке, её использовали художники, но им приходилось перерисовывать изображение, обводить по контуру призрачные тени, которые возникали при помощи камеры-обскуры и других оптических приспособлений. Поиски способов зафиксировать изображение продолжались в XVIII веке. Причём не только в Европе, но и в других частях света независимо друг от друга. Именно поэтому историю фотографии некоторые историки начинают с XVIII, а не с XIX века.
Важно отметить, что история фотографии как технологии не равна истории произведений фотоискусства, сделанных с помощью камеры и химических реакций. За технологией стоит множество гениальных физиков, химиков, инженеров, имена которых незнакомы большинству современных фотографов, хотя они ежедневно пользуются результатами их открытий и созданными на их основе камерами.
…
Прочитать интервью полностью:
https://russian.rt.com/nopolitics/article/1336777-fotografiya-istoriya-iskusstvo-intervyu
Фотография © Чен Юн