ENG

МиК: Наталия Толстая о том, как формировать насмотренность, не «открывать Америку», каким художником быть, чтобы оказаться в коллекции музея, об арт-критике и о том, что ждёт фотографию

Наталия Толстая – член жюри АРГУС-2022. Известный российский искусствовед, куратор и критик, выпускник отделения истории искусства МГУ им. М.В.Ломоносова, член-корреспондент РАХ, член Московского союза художников. Широкое признание приобрела ее деятельность в Государственной Третьяковской галерее, где она проработала более 20 лет: вначале – научным сотрудником, в 2004 году возглавила созданный в Третьяковской галерее Отдел мультимедиа и интернет проектов, а с 2007 по 2012 была Ученым секретарем Галереи. С марта 2012 по август 2013 Н.В. Толстая работала в Благотворительном фонде В. Потанина в должности директора программ, руководителя программы "Первая публикация", руководителя программы поддержки сотрудников Государственного Эрмитажа, руководителя проекта "Музейный гид". В 2014-2016 гг. – начальник консультационно-аналитического отдела ГБУК "Московский центр музейного развития". В 2016-2023 гг. – директор Научно-исследовательского института теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств. С 2023 года возглавила Дальневосточный художественный музей в Хабаровске, в должности генерального директора. Большая общественная работа Толстой тесно связана с музейным миром. Ее научная и кураторская работа занимает достойное место в современном искусствознании России. Она – автор статей по русскому искусству XVIII – первой половины XIX века для детской энциклопедии (Москва, издательство "Аванта-плюс", 1999), статей о музеях в книге «Шедевры русского искусства. Золотая карта России» (Москва, 2006), статей в изданиях проекта «Красные ворота - против течения» 2018, 2020 и 2022 г). Значительна и ее деятельность, как куратора выставок и музейных проектов. Толстая награждена медалью «За заслуги перед Академией», а также благодарностями РАХ, золотыми медалями МОСХ и ТСХР, Благодарностями Министра культуры РФ, Министра культуры, национальной политики и архивного дела Республики Мордовия, Российского союза художников, ИКОМ России.

— Наталия Владимировна, у Вас большой путь искусствоведа, куратора и критика за плечами, и нам, безусловно, чрезвычайно ценно пообщаться с Вами. Начнем разговор с насмотренности. Мы живём среди огромного количества информационного и визуального мусора – как правильно формировать и развивать насмотренность?

Прежде всего – больше ходить по музеям, смотреть на шедевры, смотреть книги по искусству в книжных магазинах. Вообще, обращать внимание на то, что вокруг, на красивые восходы и закаты, на небо, на солнечные лучи, видеть прекрасное не только «в специально отведенных местах», но замечать его и в повседневной жизни. 

— Мы знаем, что "незнание закона не освобождает от ответственности" – справедливо ли сказать в этом ключе о важности для фотографа изучения теории искусства и почему?

Это важно для того, чтобы больше было ответственности, чтобы быть настоящим профессионалом, не «открывать Америку», считая себя первопроходцем или изобретателем вечного двигателя. Это как в литературе – нужно сначала освоить язык, понять его инструменты и возможности, а затем браться за сочинительство. В изобразительном искусстве все примерно так же.

— Как работе фотографа оказаться в коллекции музея? Как сейчас обстоят дела с коллекционированием и хранением фотографических отпечатков музеями?

Фотоматериалы давно являются важной частью фондов краеведческих музеев, но там они хранятся не как авторские работы, а прежде всего, как документы эпохи. Что касается художественных музеев, которые в основном состоят из произведений живописи, графики и скульптуры, фотография как вид искусства стала предметом их коллекционирования относительно недавно. Замечательные примеры экспозиций фотографий есть, например, в музее Орсэ в Париже – но это не удивительно, ведь это музей искусства XIX – начала ХХ века, они экспонируются и в музее Виктории и Альберта в Лондоне – но это в основном старинные дагерротипы и фотографии. В музеях современного искусства фотографии занимают постепенно позиции, но не повсеместно – порой просто в силу недостатка площадей. В то же время у нас есть специализирующиеся на искусстве фотографии музеи – РОСФОТО в Петербурге и Московский мультимедиа артмузей (МАММ) в Москве. А что нужно, чтобы попасть туда – наверное то же, что необходимо художнику – быть самим собой, ярким и непохожим на других.

— Не так часто можно встретить институциональную критику или отдельные эссе, или критические статьи, встречаются весьма точечные высказывания независимых критиков. И уж тем более совсем скудно обстоят дела касательно критики именно в поле фотографии. А ведь арт-критика неимоверно важна, именно она в числе прочего определяет, оставляет ли художник след в искусстве. С чем связано это «затишье» и есть ли предпосылки для изменений?

С критикой на русском языке сейчас очень плохо. Критических статей в прессе почти не найти, большинство текстов или воспроизводят пресс-релиз, или даже просто являют собой анонс, либо их пишут сами кураторы, сделавшие экспозицию. Единственным полем для критики, которую можно считать таковой, сегодня, на мой взгляд, является интернет, точнее отдельные авторы, которые в своих блогах или на страницах соцсетей высказываются без оглядки на авторитеты и институции. Эти последние из могикан – и есть та самая надежда на будущее.

— Как произведению художника попасть под обличительный скальпель критика? Только ли желание выплеснуть эмоции (ликование или возмущение и др.) и провести анализ увиденного движет арт-критиком?

Критик, выплескивающий эмоции, это не критик, на мой взгляд. Анализ, а порой и совет – то, что важно художнику, чем бы он ни занимался, и этим должен уметь владеть критик.

— Фотография давно стала междисциплинарной и работает на стыке медиумов искусства – как Вы считаете, что нас (и фотографию) ждёт дальше?

Это мне трудно предсказать, но я замечаю у некоторых мастеров возврат интереса к доцифровой эпохе, к трудоемким технологическим процессам, к старинным аппаратам. С другой стороны, наблюдается и противоположная тенденция – к работе исключительно с цифрой и даже с трехмерностью. Какая из тенденций одержит верх – пока трудно предсказать.

— Ваши топ-5 книг по искусству, которые обязательны к прочтению. Есть ли рекомендации по фильмам?

Книги: 

Амбруаз Воллар. Сезанн.

Винсент Ван Гог. Письма к брату Тео.

Д.В. Сарабьянов. Русская живопись XIX века среди европейских школ.

М.М. Алленов книги о Врубеле и Александре Иванове, Тексты о текстах. История русского искусства X-начала XX вв.

Сьюзан Зонтаг. О фотографии.

Фильмы: 

Сталкер Андрея Тарковского.

Иван Грозный Сергея Эйзенштейна.

Асса Сергея Соловьева.

Птицы Хичкока.

Римские каникулы Уильяма Уайлера.

 

Беседовала команда Международной биеннале фотографии PhotoVisa.