ENG

МиК: Павел Титович о материальности амбротипов, невозможности предположить конечный результат, смешивании нереальности постановки с действительностью, об эскизах «Бесов» и одной их тяжёлой съёмке

Павел Титович родился в Беларуси, сейчас живет и работает в Белгороде. Фотографией занялся в 2004 году. Титович – главный победитель АРГУС-2022 – в номинации «Слово и его воплощение. Театр. Литература. Поэзия» в категории «Фотосерия» с работой «Персонажи романа "Бесы" Ф.М. Достоевского» он взял Гран-При конкурса!

— Вы работаете с традиционными черно-белыми аналоговыми материалами, предпочитаете цифровой аналоговую технику – амбротип и плёнку. Сами трудитесь с реактивами, проявляете, печатаете. Расскажите, откуда взялась эта любовь, как Вы к ней пришли?

Я начинал с цифровой фотографии, но постепенно, углубляясь в «цифру», начал понимать, что она манипулирует реальностью, изменяет ее и заставляет меня менять её. Мне хотелось видеть действительное отражение того, что я вижу перед глазами у себя в студии, и знать, что я не вмешивался цифровым преобразованием картинки. Дальнейшее общение с любителями аналоговой фотографии меня вдохновляло, и постепенно я начал сам и проявлять, и печатать фотографии. 

— Как впервые познакомились с амбротипом, был ли кто-то вдохновителем или проводником? Есть ли для Вас точное разграничение между цифрой и аналогом, и почему? В чем для Вас сила аналоговых методов перед цифровыми?

Амбротипы я видел давно на фотосайтах, они тогда меня не очень привлекали. До того момента, пока я не увидел их вживую.  Миша Бурлацкий (Питерский фотограф) помог мне освоить эту технику. Мне важнее физическая, реальная фотография, которую я делаю сам и держу в руках, будь то бумага или стекло. Амбротипы даже более материальны, в них нет ни лейблов, ни названия производителя. В них нет зависимости от различного софта, плагинов и т.д., только физический процесс, зависящий от реальности, света, температуры и от того, как работает химия. 

— Ваши основные направления работы – портрет и арт-ню. Как бы Вы охарактеризовали работу в этих направлениях? Что она дает, чем является именно для Вас? 

Меня всегда привлекал человек, его психология, его состояние и то, как оно может меняться в фотографии. Есть в этом некоторая театральность, но мне кажется, что она немного глубже, чем просто постановка на заданную тему.  Мне нравится, когда человек погружается в выбранную нами тему, будь то портрет или обнаженная фотография.  Смешиваем нереальность постановки с действительностью. 

— Погрузите нас в этапы своей работы – подготовка пространства, работа с моделью и химией, др. С какими сложностями сталкиваетесь при работе?

Пространство студии у меня одно и то же, меняются только люди и сюжеты. Я заранее обговариваю с человеком сюжет, какие предметы будут с ним, и как человек будет чувствовать себя в этом пространстве. Его эмоциональное состояние важнее, чем интерьер вокруг него. Человек – главный в моей съемке. Химия и сам процесс уже второстепенны, они не должны меня отвлекать от сюжета во время съемки. Всё готовится заранее. 

— Вы работаете видеоинженером, имея соответствующее образование. Мы прекрасно помним Ваше волшебное видео о проекте и технике амбротипии, которым Вы поделились в прошлом году на «Аргусе». Помогает ли Ваша деятельность в фотографической работе? Как часто снимаете бэкстейдж рабочего процесса? Нет ли мыслей попробовать силы в видео-арте, соединяя в нем Ваш визуальный аналоговый язык?

Бэкстейджи снимаю часто. Есть и видео-арт. Часто видео становится частью экспозиций на выставках. 

— Насколько в постановочной фотографии может быть доля неведения? Казалось бы, всё можно подготовить, рассчитать, но это далеко не так и импровизацию никто не отменял.

Да, импровизацию никто не отменял. Задумываешь одно, получается немного другое, и это неплохо. Мы в студии работаем до того момента, пока нам не будет нравиться результат и та идея, которую мы задумали. А в амбротипии достаточно сложно до конца предположить, каким будет результат. 

— Ваш проект «Персонажи романа "Бесы" Ф.М. Достоевского» – детально проработанные, глубокие портреты героев – Ваш взгляд на персонажей романа. Чем обусловлен выбор именно этого произведения и именно данного автора, ведь это явно не случайность? Расскажите о самом процессе, ходе работы над проектом? Вы наверняка продумывали сюжет заранее – делали ли зарисовки, эскизы композиции, как находили реквизит и как подбирали актеров на ту или иную роль?

Над «Бесами» мы работали больше года. Это мой совместный проект с литературным музеем нашего города.  Мы думали сделать различных персонажей из разных произведений, но тогда не было бы единой серии. Остановились на Достоевском.  Директор музея, Инна Александровна показала молодого человека, который очень подходил на роль Ставрогина, с него всё и началось. Дальше были поиски подходящих людей, эскизы и обсуждение с теми, кто соглашался принять в этом участие. 

— Кажется, словно Вы максимально всё вымерили, хотя наверняка был и экспромт, и сюрпризы во время съёмочного процесса. Не кажется ли Вам, что именно подготовительный этап – чуть ли не весь залог успеха и от степени его проработанности, насмотренности, тщательного исследования зависит конечный результат. Все может пойти не так, как задумано и зачастую, так и бывает, но благодаря подготовке, плану Вы словно знаете, как реагировать на разные сценарии развития и вызовы непосредственно во время съемки.

Подготовка, конечно, очень большую роль играет в съемке. Без нее никуда. Но я же не могу до конца предположить, как поведет себя человек и о чём он думает. В работе над «Бесами» был момент, когда мне пришлось прекратить съемку Кириллова. Очень тяжелая эмоционально она была, как для человека, который играл персонажа, так и для меня. Так последняя сцена с ним и не была снята. Так что всякое может быть. 

— Что неприемлемо для Вас при съёмке и дальнейшей работе с изображением?

В амбротипии я могу допустить смазанность изображения и различные артефакты на стекле. Если что-то есть неприемлемое, мы просто не снимаем.   

— Есть ли у Вас в голове и, возможно, будущих планах, другое заветное литературное произведение, над которым есть особое желание поработать и почему именно оно и этот автор?

Пока с литературой больше не планирую что-то делать. Надо в другую сторону тоже заглянуть.  

— Амбротипы крайне нежны и хрупки – разбил стекло и нет произведения. Их оцифровка безусловно важна, но не заменит прикосновение к настоящему оригиналу. Как Вы храните оригиналы своих работ, храните ли их все? Есть ли определённые тонкости в оцифровке? Предоставляете ли оригиналы на выставку – транспортировка, монтаж – всё это большие риски?

Разбито было много стекол. Да, конечно храню. Отдельный шкаф, где они стоят.  Многие у тех людей, которых фотографировал. Каких-то сложностей в оцифровке нет, нужен только сканер. Если делаю выставку с амбротипами, то это, конечно же, оригиналы.  Оцифрованный скан уже не так смотрится, как оригинал, даже если он хорошо напечатан.  

Познакомиться ближе с работами художника:

Сайт https://titovich.photographer.ru/
VK https://vk.com/pavel_titovich

Беседовала команда Международной биеннале фотографии PhotoVisa.