ENG

МиК: Светлана Тарасова об «Образах Тагора», ее авторском видении и впечатлениях о конкурсе

Мы рады анонсировать запуск рубрики «МиК» (мини-интервью/комментарий), в которой будем беседовать с победителями и призерами, а также экспертами конкурса АРГУС-2022. Всегда интересно знать, чем дышит художник при создании своего произведения, что им движет, какой процесс стоит за работой, какой совет он или она может дать, а какие ценные рекомендации может дать эксперт или пролить истину на давно волнующий вопрос – всем этим и другими увлекательными откровениями, и рассуждениями мы будем делиться с Вами через «МиК». Надеемся, рубрика будет Вам полезна.

Нашей первой героиней стала Светлана Тарасова – двукратный призер «Аргуса» (2021, 2022 гг.), настоящий фотомастер, за плечами которой многие победы (конкурсы и награды в области фотографии, стипендии) и активная выставочная деятельность по всему миру. 

В 2022 г. в категории «Фотосерия» номинации «Слово и его воплощение. Театр. Литература. Поэзия» Светлана вошла в число призеров с работой «Образы Тагора» (работа доступна для просмотра в каталоге на сайте конкурса или по ссылке https://argusphotocontest.ru/winners/2022 ) – о данной работе, ее видении и впечатлениях о самом конкурсе мы и поговорим.

- Ваша Индия лишена красок – черно-белые фотографии проекта «Образы Тагора» полны загадочности, поэзии. Вам созвучны поиски истины Рабиндраната Тагора – в чем они? Какие опоры Вам помогают творить, искать?

Серию "Образы Тагора" я сняла в Индии, в феврале 2020 г. В любой поездке мне нравится ощущение странствий. Когда ты будто теряешь якоря повседневной, привычной жизни, когда ты уже ушёл от себя прежнего (так как меняешься в поездке, как бы расширяешься), но ещё не пришёл к себе обновлённому. Когда путешествуешь, может произойти всё что угодно, а ты открыт и принимаешь любое проявление пространства. Это своего рода сон или что-то похожее на прочитанную в детстве приключенческую книгу. Это то, что даёт упоительное ощущение свободы. И хотя истинная свобода — это не зависящее от внешних факторов состояние, путешествие дарит человеку лёгкость и возможность почувствовать себя ребёнком, который видит мир как бы с чистого листа.
Индия мне всегда представлялась как страна сказок, и, чтобы ещё больше настроить себя на поэтическое восприятие этого места, полного контрастов, я обратилась к стихам Тагора перед тем, как туда поехать. Он оказался очень созвучен мне, его отношение к деталям и природе – это не только про Индию, но это образ жизни. То, о чем он говорит в своём творчестве, мне хочется передавать в фотографии – мир, где всё, как в детстве, захватывающе интересно, где каждый миг наполнен смыслом, а тайна мироздания настолько чарующа, что хочется жить и жить без конца.

- Как из путешествия сделать концептуальную серию работ, какие можете дать советы или рекомендации, проводите ли Вы перед путешествием исследование или доверяетесь новому пространству и новому визуальному потоку?

Конечно, подготовка к съемке в поездке очень важна. Это может быть сбор какой-то документальной информации, если фотопроект предполагает быть документальным. Мне более близки поэтические образы, вне времени, вне привязки к фактам и обстоятельствам. Я стремлюсь передать атмосферу места, а это область ощущений, интуиции, чувств. Нужно поймать волну, которую посылает пространство, его тайные знаки и символы. Для этого я ищу вдохновение в стихах и сказках, музыке и живописи, посвящённых этому месту.

- У Вас узнаваемый почерк – расскажите, как выработался Ваш стиль в фотографии, через какие эксперименты, используете ли Вы дополнительное оборудование при съемке и в какой степени полагаетесь на пост обработку? 

Несмотря на то, что многие говорят, что у меня есть свой авторский стиль, мне не хочется прибегать к одним и тем же визуальным средствам или инструментам, как во время съемки, так и в процессе обработки. Можно готовиться, выбирать тот или иной объектив, решать - брать штатив или нет, но часто бывает так, что место само подсказывает, направляет. Например, подбрасывает волшебное стеклышко.

Возможно, у Вас есть новый проект или тема, с которой работаете сейчас?

Нет какой-то конкретной темы, которую я сейчас снимаю. Мне нравится, когда между пространством и автором возникает разряд. Тогда из привычной картинки повседневности получается одухотворенное произведение. Как на известной картине у Микеланджело, когда Бог как бы оживляет человека, наделяет его душой. Это такое преображение, энергетический заряд, который потом передаётся и зрителю. Если в душе у зрителя произошёл маленький переворот, потрясение, вспышка света - то это Фотография. Я ищу такие моменты в жизни, из них могут впоследствии сложиться большие темы.

- Поделитесь впечатлениями об участии в «Аргусе» и зачем в принципе участвовать в конкурсах?

Важно участвовать в конкурсах – каждый раз при отправке работ автор упорядочивает своё понимание о том, что он снял, может собрать или пересобрать свои работы, обнаружить новые. Это всегда продуктивная работа для фотографа. «Аргус» – это конкурс-праздник, на мой взгляд. Потому что такая тема – об искусствах, о гармонии, о том, что человеку помогает выживать, сохранять в себе "образ Божий". Разнообразие номинаций позволяет шире взглянуть на свои работы и выбрать подходящие. Но самое главное, конечно, сама выставка, организаторы и кураторы которой никогда не повторяются и каждый раз представляют яркую визуальную феерию из работ-победителей. Не зря это анонсируется как очень значимое культурное событие страны. Кстати, открытие выставки проходит в рамках Зимнего международного фестиваля искусств в Сочи. Увидеть свою работу, напечатанную на огромном холсте и парящую под сводами Зимнего театра, для меня было огромной радостью в прошлом году. После такого хочется участвовать в этом конкурсе ещё и ещё.

Познакомиться ближе с работами художницы:

сайт svetlanatarasova.com
VK https://vk.com/ventsolaire

Беседовала команда Международной биеннале фотографии PhotoVisa.