ENG

Две российских выставки открылись в рамках XXI Международного фестиваля фотографии в Пиньяо (PIP), Китай

В рамках XXI Международного фестиваля фотографии в Пиньяо (PIP), Шаньси, открывшегося 18 сентября 2021 года, состоялись две российских выставки.

Арт-директор российского Международного фестиваля фотографии PhotoVisa Ирина Чмырева подготовила экспозиции, обратившие на себя внимание китайских зрителей. Первая из выставок, «Москва. Взгляд орла. Взгляд муравья», посвящена памяти двух выдающихся российских фотографов, Николая Николаевича Рахманова (1932-2021) и Михаила Ароновича Дашевского (1935-2021), ушедших друг за другом весной этого года. Рахманов и Дашевский были знакомы и выражали уважение друг другу «на расстоянии»: два коренных москвича, принадлежавшие к одному поколению, они представляли собой два совершенно разных направления в фотографии, при этом каждый был лидером в своей области. Николай Николаевич еще в 1970-е годы стал независимым фотографом, уйдя из новостных агентств, он сотрудничал с ведущими издательствами; его фотоальбомы «Кремль», «Оружейная палата», «Москва» становились победителями международных книжных конкурсов и переиздавались на двенадцати языках мира. Звезды Кремля, снятые вблизи, великолепные цветные панорамы Москвы с кремлевских башен и с высоты куполов соборов были визитной карточкой этого автора. Коллеги называли Рахманова «орлом», который видит город сверху. Михаил Аронович Дашевский, доктор технических наук, был крупнейшим специалистов в области виброзащиты зданий. Он был фотолюбителем, пришедшим в фотографию в 1960-е, но до 1990-х мало кто видел его замечательные документальные черно-белые снимки повседневной жизни москвичей, дворики Солянки, где он родился и вырос. Дашевский называл себя «московским муравьем», одним из множества сограждан, созидающих свой любимый город. Выставка в Китае – встреча двух выдающихся мастеров российской фотографии, которая, как мы верим, привлечет внимание китайской публики к истории фотоискусства северного соседа.

Вторая выставка российского куратора в рамках фестиваля называется HappySeasons–коллекции фотографий 13 авторов из России, Великобритании, Германии, Камбоджи, Кубы и Польши. Эта выставка – авторское кураторское высказывание-ответ на вопрос: как быть счастливым в наши сложные времена. Коллекции фотографий распределены по пяти залам: зима, весна, лето, осень и Новый год (символ обновления и надежды). В зимней коллекции предсказуемо фотографии двух российских авторов Артемия Ломова из Москвы и Антона Уницына из Новосибирска. К ним присоединился британец Джек Дэвиес, очарованный московскими картинками разноцветной зимы – ночными видами города, внешностью и костюмами горожан. В весенней коллекции работы польского фотографа Мариуша Видериньского, портреты красивых людей, художников и музыкантов;напротив них расположены фотографии Виктора Боровских, российского фотожурналиста, лауреата многих международных конкурсов. В этой выставке представлены его фотографии-метафоры, посвященные теме сохранения природы и ее восстановления каждый год, пусть это и сопряжено с тревожным ожиданием перемен по весне. Между двумя коллекциями знаменитых мужчин сложная по композиции и яркая коллекция южанки Оли Вирич из Краснодара, заключающей каждое мгновение своей юной насыщенной событиями жизни в рамку фотографического кадра.

В летней коллекции работы Екатерины Соловьевой, документального фотографа, продолжающей традиции гуманистического рассказа о жизни незаметных людей. В этой выставке представлены избранные фотографии из книги Соловьевой «Круг земной. Колодозеро», посвященной жизни маленькой деревни и ее священника на Русском Севере. Рядом с работами Екатерины «лето» представлено в черно-белых фотографиях кубинского фотографа Альфредо Сарабии; из многих разнообразных проектов которого куратор выбрала личную историю о поездках в отпуск всей семье на маленьком автомобиле, принадлежавшем еще отцу фотографа. В коллекции «осень»диалог двух авторов, Светланы Тарасовой, молодой художницы, завоевавшей уже международную известность своими цветными поэтическими фотографиями-сказками, и Юрия Зайцева, рок-музыканта и фотографа, предпочитающего жесткую и меланхолическую черно-белую портретную съемку. Венчает композицию из четырех времен года – четырех комнат зал «нового года» – диалог братьев Никиты Пирогова, поэта и художника фотографии, и Михаила Кирилина, философа культуры и художника, работающего с цифровыми технологиями. Оба братских высказывания об одном – об обновлении и ощущении гармонии мира.

Выставки продлятся в Пиньяо в течение недели. К сожалению, в этом году этот крупнейший в Китае фестиваль с обширной международной программой не столь многолюден как обычно. Все ожидают возвращения мега-обширной программы со множеством гостей со всего мира в будущие годы.