ENG

«Я вернусь… Памяти отца, Алексея Яковлевича Семёнова, 1913-1945» Персональная выставка Анатолия Семёнова в Москве

«Я вернусь… Памяти отца, Алексея Яковлевича Семёнова, 1913-1945»

Персональная выставка Анатолия Семёнова

 

18 апреля в воскресенье в Москве, в выставочном зале Московского союза художников, что в Старосадском переулке, д.5, открывается выставка Анатолия Алексеевича Семёнова.

Анатолий Алексеевич – именитый книжный график и дизайнер книги, около двадцати лет он был заведующим кафедрой художественно-технического оформления печатной продукции в Московском полиграфическом институте, и это у него учились те современные книжные дизайнеры, к которым фотографы робко стоят в очереди, чтобы им сделали наконец-то приличную книжку…

Но для фотографов сходить на выставку Анатолия Семёнова видится мне три причины.

Во-первых, Анатолий Алексеевич – тот самый, кто сделал первую книжку о первом русском фотографе-художнике Андрее Осиповиче Карелине, было это тридцать лет назад, но идея Семёнова соединить публикацию фотографий XIXвека с элементами декора фотографических паспарту и изданий того столетия, до сих пор одна из самых распространенных. Идея проявить в дизайне книги эпоху, о которой идет речь в текстах и изображениях, была у Семёнова еще раньше: делая со знаменитым историком кино Наумом Клейманом в 1960-е публикации текстов Эйзенштейна и других авторов советского киноавангарда, Семёнов в тех книгах как раз прибегал к формальному монтажу и острым углам диагональных обрезов иллюстраций и «осколочной» верстки текстов, как это бывало в 1920-е. Так что Семёнов – легенда именно фотокниги в нашей стране и посмотреть на его творчество – значит углубить свои знания о любимом предмете, фотографии.

Во-вторых, на выставке в Старосадском переулке зрители увидят фотоколлажи самого Анатолия Алексеевича. Как и его кумир Алексей Кручёных, Семёнов ни один обрывочек отработанного материала не выпускал из рук. Пришли законтрасченные (от глагола контрастить – word таких слов не знает) репродукции военных фотографий – и они не в корзину, а в дело, и наоборот, из них получается гипер-драматическое произведение… Так что многовариантность работы с фотографией – тот урок, за которым можно сходить на выставку Семёнова.

И, в-третьих, Анатолий Алексеевич – культурный художник. Он оперирует историей искусства как одним из инструментов, который (в голове) отрезает лишнее, поворачивает в нужном ракурсе… это великое искусство композиции, которое дано не всем, но его можно еще и воспитывать. И свой дар Семёнов соединил с ежедневным воспитанием в себе художника-композитора. У Семёнова девиз всю жизнь, и сейчас тоже: ни дня без «черточки» - а для фотографов перефразируя: ни дня без кадра.

Выставка посвящена памяти отца Анатолия Алексеевича, лейтенанта Красной армии Алексея Яковлевича Семёнова погибшего весной 1945-го. В апреле-мае принято вспоминать Великую Отечественную. Сходите на выставку, где все работы – и рисунки деревенских вдов, запомнившихся с детства, и «ватники» на газетах, и военные коллажи – все не на показ, а потому, что художник не может не рисовать. Каждый день.

 

 

И в отдельном зале – открытие Анатолия Алексеевича Семёнова – эксперименты с печатью в технике перхлор – когда полиграфическое изображение под воздействием химии снова переносится на бумагу… У него – композиции в духе поп-арта. Даже не верится, что сделаны они в 1970-х. А для вас – еще одна техника печати, вдруг пригодится.

 

Анатолий Алексеевич Семёнов

Родился в 1942 году. Учился в Горьковском художественном училище (ныне – училище в г. Нижний Новгород). В 1967 году окончил Московский государственный полиграфический институт. Член Союза художников СССР с 1978 года. На счету А.А. Семёнова сотни оформленных и подготовленных к печати книг; долгие годы он был художником журнала «Творчество», приглашенным художником журналов «ДИ (Декоративное искусство СССР)», «Наше наследие». Педагог, в 1990-2000-х возглавлял кафедру художественно-технического оформления печатной продукции (ХТОПП) Московского государственного полиграфического института.

Работы художника: semenoff.wixsite.com/info

Торжественное открытие выставки 18 апреля 2021 года в 15 часов

Экспозиция открыта с 18 по 23 апреля 2021 года, ежедневно с 12.00 до 18.00 в выставочном зале Московского союза художников, Старосадский переулок, 5, Москва

Кураторы выставки: Фёдор А. Семёнов и Ирина Ю. Чмырёва, к.иск.

Контактная информация: +7 962 999 1921, semenoff@gmail.com

 

 

 

Что находится в центре силы художника?

Воспоминания детства? – Деревенскоговоенного, когда вокруг мальчишки вдовы и солдатки, ждущие своих с фронта, когда пашут, впрягая в плуг друг друга, когда лакомство картошка, а по вечерам горит лучина, и все книжки в деревне перечитаны по многу раз к двенадцати годам…

Или непонятная непреодолимая врожденная страсть к рисованию? – Когда сотни верст пешком пройдены ради художественного образования. Когда студент худучилища из Горького Толя Семёнов поступает в Москву в Полиграфический институт, и вся жизнь его проходит под девизом: ни дня без чёрточки…

Или в центре всего тяга к книжному делу? – Сотни оформленных книг, легендарные в свое время журналы «Творчество», «ДИ (Декоративное искусство СССР)», «Наше наследие», с обложками и макетами Анатолия Семёнова…

Может быть, средоточие – русский авангард, которому, по счастью,Семёнов прикоснулся раньше многих под руководством ведущих исследователей – оформляя книги об Эйзенштейне и раннем советском кино…

Или в центре – люди-вспышки, от которых другой художник может зажечься, как факел. Может, Кручёных, когда на Горького-стрит смешивались их тени? Или Раушенберг на выставке в ЦДХ, когда в рукопожатии приближаешься к легенде, первые публикации о которой когда-то навели на собственные эксперименты с сериграфией?

В центре силы художника семья. Касаясь руки любимой жены, не рукопожатием, объятьями охватываешь историю Розановых-Алексинских-Соковниных, когда история, потаенная всем до времени, дома –  живая, продолжается в людях, в самом устройстве мира.

На всю жизнь обжигает память художника похоронка на отца весной 1945-го…

Изменяет художника работа со студентами, схожая с садоводством, как десятилетиями «завкафедрой ХТОПП А.А. Семёнов»[1]пестовал вверенные ему молодые таланты: ему удалось вырастить поколения тех, кто сегодня составляет цвет русской книжной школы.

Как все центры-источники силы связаны между собой, как зарифмовано, плотно сшито невидимыми нитями судьбы полотно жизни художника: дворянские семейные альбомы –  и бережная публикация дореволюционной русской культуры в журнале «Наше наследие»; острые худые в платках фигуры вдов из детства – иллюстрации к «Прощанию с Матёрой» Валентина Распутина, чтение Солженицына –  собственные работы на газетах; гибель отца на войне и бессчётное оформление книг, посвященных Великой Отечественной; авангард в книгах о кино и руководство кафедрой – наследницей традиций того самого авангарда; благоговение перед музейной и книжной культурой – и оформление серии «Забытая книга»; увлечение фотографией, эксперименты с ее техниками –участие в издании первого альбома о первом русском фотографе-художнике Андрее Карелине…

 

Выставка «Я вернусь… памяти отца» готовилась к весне 2020 года. Открывается год спустя. В ней впервые представлены серии работ, сделанные Анатолием Семёновым не по заказу книжных издательств, не для выставок. Работы, которые вы видите, многие годы делались для себя. В стол? Семёнова нельзя назвать мастером недолюбленным, невостребованным – наоборот, многие годы в своей области книжной, журнальной он был художником исключительно занятым. Но это не отменяло работы для себя – чтобы высказаться, чтобы найти новое. Для него рисование было дневником. Как в мемуаристике возможно слукавить, редактируя прошлое, так в рисовании ежедневном (не путать с рисунками на злобу дня!) невозможно день этот не отразить. Таким, как он видится и чувствуется, как ведут интуиция и ритм, в котором дышит и живет тело художника. История впечатывается в такую графику, как матрица.

И дело не в том, что художник Семёнов рисует на газете, вышедшей в день, когда он ее употребил для искусства. Совсем не в этом! Наоборот, для газетных штудий Анатолий Алексеевич листы тщательно подбирал и коллекционировал, готовил – чтобы газетка со всеми снимками на полосе, со своей геометрией верстки, заголовками «зазвучала» симфонически под его графическими штрихами и росчерками, «чёрточками», как называет их сам мастер.

Мы сознательно не включили в эту выставку все направления его творчества – это попросту невозможно. Сотни листов, самодельных книг художника, коллажи, принты, зарисовки… Мы не стали по одному выдергивать из циклов красивые вещи, чтобы показать ярмарочное разнообразие. В экспозицию не включены абстрактная графика Анатолия Семёнова и искусство авторской книги. Мы верим, что в будущем состоятся выставки, посвященные отдельным направлениям, представляющие отдельные периоды и серии Анатолия Алексеевича.

В этой экспозиции – три главных сюжета.

Главной темой выставки, как мы обсуждали ее с художником, стала тема отца, она же тема войны. К ней примыкает деревенская тема. И третье - немножко художественного хулиганства (как без него?)

***

На холсте, написанном в 2020-м, «Преамбула. 2020», Анатолий Алексеевич изобразил себя, нынешним старцем, в галстуке и со звездочкой, как в детстве. Взгляд его, как и семьдесят лет назад, открыт широко. По центру работы – капитель колонны, то ли резной старинной рамы зеркала, то ли двери перехода, за которой – портрет отца, Алексея Яковлевича, молодого, как в 1945-м. Сын нынче в три раза его старше.

Был период, когда выставка целиком могла назваться «Преамбулой» – началом всего: текста жизни, творческой биографии, основных тем творчества. Сейчас экспозиция называется иначе. «Я вернусь» звучит как обещание, канун, поминальный и одновременно утверждающий Воскресение.

Но, как замышлялось изначально, главная тема выставки – тема памяти отца, Алексея Яковлевича Семёнова, лейтенанта Красной армии, и неразрывной связанная с его памятью тема войны, которая унесла жизнь лейтенанта Семёнова, одного из 40 миллионов граждан Советского Союза, военных и гражданских – жертв Великой Отечественной. Это тема войны не закончившейся в 1945-м, не закрытой на засовы, не похороненной окончательно. Та война оставила отголоски в тяготах послевоенного деревенского быта,в ГУЛАГе... Война, завершившись как историческое событие, радиацией своего влияния изменила всю историю России второй половины ХХ века. Мужики в ватниках, нарисованные Семёновым в период чтения-иллюстрирования Александра Солженицына и Валентина Распутина в 1980-е, и белые вдовьи платки на газетах 1980-х, не говоря уже о коллажах из военных фотографий, с которыми Семёнову приходилось работать для разных издательств, - все это размышления о той войне. И даже деревенские бабы, узкие фигуры, что, как ели, тянутся к ночному небу, как пики готовы пробить потолок низких изб, устремляясь к горнему – эти мотивы из детства Семёнова, из военного времени.

В деревенской женской главе выставки у Анатолия Алексеевича важным мотивом становится «сугубая вера» во Христа - всеобъемлющая и полная. В постные недели в ожидании Воскресения на этой выставке впервые представлены мотивы вдовьих молений, напоминающие в исполнении Семёнова прориси праотеческого чина в иконостасе, когда фигуры праотцев (в его деревне, когда мужиков не осталось – фигуры праматерей) идут справа и слева к центральной части – к образу Спасителя, его иконе или буквенному обозначению воскресения «ХВ» (в красно-синей пасхальной композиции на выставке).

Кодой к этим двум частям экспозиции, военной и деревенской, стал зал с «перхлорами» - так художник называет технику перевода полиграфического изображения на новый лист бумаги. Используя «перхлор» (перхлор-ацентон, один из реактивов, в советское время активно использовавшийся в химической чистке), художник превращает типографскую краску снова в подвижную мягкую субстанцию, которая может быть перенесена (отпечатана) на другой лист бумаги. Проникая вглубь полиграфического изображения перхлор позволяет использовать толщину красочного слоя для серии переносов. Эта экспериментальная техника Семёнова не является в чистом виде сериграфией (которой в СССР, насколько нам известно, не занимались, но которая активно развивалась в американском и западноевропейском искусстве,начиная с поп-арта). Эти эксперименты с техникой печати – продолжение интереса художника к коллажу, но именно новая техника позволила ему уровнять все фрагменты изображений внутри авторского «пастиша» до абсолютного впечатанного равенства. Так Семёнов в начале 1980-х годов нашел собственный путь. С одной стороны, эксперименты с перхлорамитехнически напоминают некоторые произведения Роберта Раушенберга в сериграфии, с другой стороны, семёновские «серийные», мультиплицированные композиции по смыслу совершенно отличны: онимикшируют изображения из советских и американских журналов, устраивают визуальное многоголосие-диспутреалий социалистического и капиталистического миров, какими они предъявляли себя на страницах прессы 1980-х.

 

***

«Преамбула», введение, напоминает по звуку «пропедевтику», вводный курс в профессию, который так и хочется в искусстве книги назвать «наукой о началах». Пропедевтика в годы преподавания Семёнова в Полиграфе была одним из важнейших предметов первого курса, буквально ошарашивавшим студентов. Пропедевтика учила увидеть разложение, разъятие привычного видимого мира на геометрические формы и позволяла пересобрать первоэлементы в новый художественный мир.

Работа Анатолия Алексеевича Семёнова, невидимая в полном масштабе долгие годы, известная только по отдельным частям, в совокупности своей является пропедевтикой нового искусства – радостным рассмотрением каждого элемента бытия, газетного листа, буквицы, камня, и собранием из них новых семёновских радостных сущностей.

                                                                                                                      И.Ю. Чмырёва, к.иск.,

                                                                                                                      ведущий научный сотрудник

                                                                                                                      НИИ Российской академии художеств

 

[1] ХТОПП – художественно-техническое оформление печатной продукции – одна из кафедр (возможно, главная, структурообразующая) графического факультета Полиграфического института, на которой шла подготовка художников книги, не иллюстраторов, но тех, кто создает книгу как объект, целиком. В наше время все сводят к дизайну. Но изначально ХТОПП наследовал традиции ВХУТЕМАСа–  подходить к книге мировоззренчески: новые формы искусства (книги) должны формировать нового человека… Неплохое место для работы того, кто хочет сохранить (традицию авангарда) и изменить (серые будни повседневности, сделав авангард способом жизни).

 

Работы художника: semenoff.wixsite.com/info

Торжественное открытие выставки 18 апреля 2021 года в 15 часов

Экспозиция открыта с 18 по 23 апреля 2021 года, ежедневно с 12.00 до 18.00 в выставочном зале Московского союза художников, Старосадский переулок, 5, Москва

Кураторы выставки: Фёдор А. Семёнов и Ирина Ю. Чмырёва, к.иск.

Контактная информация: +7 962 999 1921, semenoff@gmail.com