ENG

PHOTOVISA. Вторая выставка из цикла «PHOTOVISA в Москве»

Государственный музейно-выставочный центр РОСИЗО
Министерства культуры Российской Федерации
Фонд развития и поддержки искусства «Айрис»
Музей современного искусства «Гараж»
Международный фестиваль фотографии PHOTOVISA в Краснодаре

 

ПРЕДСТАВЛЯЮТ ЦИКЛ ИЗ 4-х ВЫСТАВОК «PHOTOVISA В МОСКВЕ»

Международный фестиваль фотографии PHOTOVISA впервые прошел в г. Краснодаре в 2008 году. В 2014 году фестиваль в шестой раз состоялся в международном формате: в 37 выставках приняли участие художники и фотографы из 22 стран мира; экспозиции были развернуты на выставочных площадках Краснодара, Анапы, Новороссийска. Помимо выставочной программы, фестиваль включает в себя программу лекций и мастер-классов, мультимедийную и видеопрограмму, портфолио ревю, конкурс фотографии.

Фестиваль проходит под эгидой Фонда развития и поддержки искусства «Айрис», Музея современного искусства «Гараж», Государственного музейно-выставочного центра РОСИЗО Министерства культуры России.

В 2014-2015 годах РОСИЗО показывает в своих выставочных залах в Москве четыре выставки, представляющие фотографов-участников фестиваля PHOTOVISA разных лет.  

Первая выставка, прошедшая в марте 2014 года, была посвящена теме спорта и города в творчестве фотографов Аргентины, Великобритании, Израиля и Республики Корея. Вторая выставка знакомит московскую публику с искусством фотографии стран Латинской Америки. Третья – представит  участников фестиваля из США и Канады. Четвертая – произведения авторов из Австралии.  Подробности расписания показов – на сайтах www.rosizo.ru  и www.photovisa.ru

 

«СОВРЕМЕННАЯ ФОТОГРАФИЯ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ»

Вторая выставка из цикла «PHOTOVISA в Москве»

Алехандро Альмараз, Аргентина;  Ирина Вернинг, Аргентина; 
Андрес Вертхайм, Аргентина;  Жозе Джиниз, Бразилия;
Кале, Бразилия; Чаго Коэльо, Бразилия;
Клаудио Менегетти, Бразилия; Лилиана Молеро, Уругвай;
Дэвид Муноз, Аргентина; Хосе Пилоне, Уругвай;  
Леопольдо Пленц, Бразилия; Ян Смит, Мексика

 

Современная фотография Латинской Америки – terra incognita для российского зрителя. Теперь он имеет случай сравнить свои представления о латиноамериканской культуре, сформированные чтением Хорхе Луиса Борхеса и Габриэля Гарсиа Маркеса, музыкой Антониу Карлуса Жобима, живописью Давида Сикейроса и Диего Риверы, с тем, как эта культура выражает себя в фотографии. Произведения современных фотографов Бразилии и Аргентины, Уругвая и Мексики  разнятся между собою, как сами культуры этих стран, похожие издалека, но существенно отличные при непосредственном соприкосновении с ними. 

Цикл «Президенты» аргентинского фотографа Алехандро Альмараза (Alejandro Almaraz) – комментарий по поводу дискуссий о национальной идентичности. Автор, при помощи новейших цифровых технологий, провел «физиогномическое статистическое» исследование первых лиц 20 государств, выбирая узнаваемые, повторяющиеся черты в облике лидеров каждой из стран на протяжении  последних ста лет. 

Бразилец Кале (Calé) – из Рио-де-Жанейро. Он, житель мегаполиса с двенадцатимиллионным населением, погружен в размышления о противостоянии нивелирующей личность агрессии урбанистической среды. Белые, безликие, растворяющиеся в городских кварталах силуэты людей – образ сопротивления человека давлению города, метафора внутренней концентрации горожанина в стремлении вновь обрести себя.

Клаудио Менегетти (Claudio Meneghetti) также из Бразилии. Он обращается к жизни своих соотечественников, не имеющих крова и работы. Всех своих героев он снимал дважды: вечером, когда они пришли в ночлежку, и утром, после ночи передышки в борьбе за выживание. Автор так говорит о своей серии: «Это эссе о том, как человеческое внимание и забота преображают нас всех – и даже самых обездоленных».

Прием «парного портрета» характерен и для другого бразильца, Чаго Коэльо (Tiago Coelho). В своем проекте «Языком одежды» он запечатлел людей «незаметных профессий» – официантов, уборщиков. На одном портрете – они на своих рабочих местах, в своей рабочей одежде. Но на другом – они уже сняты как персонажи из журнала мод. Эти мгновенья чудесного превращения изменили судьбу некоторых из действующих лиц: скауты модельных агентств вывели их на подиумы.

«Серый человек» – проект уругвайского фотографа и видео-художника Хосе Пилоне (José Pilone). Он уже много лет работает над этим проектом, путешествуя по миру в образе «человека как все» - в костюме, в галстуке – и без свойств. Ни время, ни пространство не имеют власти над заведенным порядком каждого дня серого человека – от его рождения до смерти.

Лилиана Молеро (Liliana Molero) из Уругвая – автор пейзажей, снятых в рыбацкой деревушке «где-то в Южной Америке». Пейзажи ее поэтичны и миниатюрны, полны хрупкой легкостью воздушной дымки и притягательной гармоничностью цветовых ассонансов.

Совсем иначе воспринимается море на черно-белых пейзажах бразильца Жозе Джиниза (José Diniz). Оно экспрессивно и напряженно, ведя свой вечный поединок с вторгающимся в его пределы человеком.

Трагическим эхом борьбы человека и стихии звучат и пустынные пейзажи Дэвида Муноза (David Muñoz). Он уже который год возвращается на берег соленого озера Эпекуэн в сердце Аргентины, чтобы прикоснуться к тайне затопленного и покинутого всеми когда-то благополучного тихого городка. 

О трагедиях другого рода – несомых современной цивилизацией – предупреждает мексиканский путешественник и ученый, фотограф Ян Смит (Jan Smith). Он, побывавший в окрестностях многих атомных электростанций, переживших аварии, оставляет нас наедине с пейзажами – ничем не примечательными, если бы только не ядовитое свечение цветов.

В волшебный и таинственный мир музейного пространства приглашает нас аргентинский фотограф Андрес Вертхайм (Andrés Wertheim). В его работах герои музейных полотен преодолевают рамки заданных им границ, спускаются в залы и, ожившие неведомо для своих гостей, властвуют в своих владениях, созерцая своих верноподданных –  зрителей. 

Иные границы – границы времени –  преодолевают герои еще одного аргентинского фотографа – Ирины Вернинг (Irina Werning). Действующие лица ее диптихов на одно мгновение, запечатленное автором, переносятся в свое детство, точно копируя спустя много лет позы, жесты и ситуации собственных фотографий давно ушедшего времени. Радость детства вернулась – пусть и на секунду…

Тему «Vanitas vanitatum et omnia vanitas» исследует бразильский фотограф Лепольдо Пленц (Leopoldo Plentz). Мотив смертного увядания всего живого – «суеты сует и всяческой суеты» – наполнен для автора манящим очарованием. Пленц находит символы скрытого будущего в самых незначительных вещах: покинутый дом, заброшенный сад, старая стена – все, к чему заботливо прикоснулось время, воплощает для него красоту и изящность. 

 

Кураторы выставки: Евгений Березнер, Наталья Тарасова, Ирина Чмырева.

Открытие выставки состоится 18 декабря 2014 года в 17.00 в Государственном музейно-выставочном центре РОСИЗО Министерства культуры Российской Федерации по адресу: Люблинская улица, дом 48, строение 1.

Выставка работает до 18 января 2015 года, ежедневно, кроме понедельника, с 11.00 до 20.00; в воскресенье – с 11.00 до 18.00.

Телефоны для аккредитации: 
 8 495 350 4576 (Евгения Орищенко)
 8 985 364 6896 (Наталья Тарасова)


Алехандро Альмараз /Alejandro Almaraz, Аргентина. Все премьер-министры Великобритании с 1952 г. по 2008 г. Из проекта «Президенты. Собирательный образ глав государств мира». 2008
Кале / Calé, Бразилия. Из проекта «Невидимые». 2010-2012
Клаудио Менегетти / Claudio Meneghetti, Бразилия Из проекта «Достоинство». 2011
Чаго Коэльо / Tiago Coelho, Бразилия. Из проекта «Язык одежды». 2011
Хосе Пилоне / José Pilone, Уругвай. Из проекта «Серые». 2006
Лилиана Молеро / Liliana Molero, Уругвай. Купание птиц. Деревня Барра де Вализас. Из проекта «Настоящее время». 2004
Жозе Джиниз / José Diniz, Бразилия. Из проекта «На уровне моря». 2011
Дэвид Муноз / David Muñoz, Аргентина. Из проекта «Покинутая деревня Вилья-Эпекуэн». 2010-2012
Ян Смит / Jan Smith, Мексика. Заправка. Из проекта «После аварии. Атомная станция Фукусима». 2011
Андрес Вертхайм / Andrés Wertheim, Аргентина. Стражи снов. Вена, 2013. Из проекта «Музейные призраки». 2013-2014
Ирина Вернинг / Irina Werning, Аргентина. Хавьер и Джейми. Мадрид, 1976-2012. Из проекта «Назад в будущее». 2010-2012
Лепольдо Пленц / Leopoldo Plentz, Бразилия. Из проекта «Сад земных наслаждений», № 8. 2013-2014