ENG

Oткрытие выставки «Безмолвие», Мила Победина (Краснодар, Россия)

18.10.2018
11:30—13:00
ТРК Сити-центр, ул.Индустриальная, 2, 3-й этаж

Безмолвие Милы Побединой

 

Жилберту Манеа

Поэт, преподаватель в сфере искусства, автор фильмов

Магистр кинематографии и социологических подходов, Федеральный Университет Сержипи (Бразилия)

 

Тишина – это не полное отсутствие звуков. Так никогда не бывает. Наоборот, тишина – это множество созвучий, некоторые из которых расслышать можно, а некоторые вряд ли получится. И вот те, что не слышны, обещают нам приоткрыть завесу Большой Тайны. Но прикоснуться к ней удастся, только если слушать мы станем своим сердцем.

 

В медицине существует такое понятие – аускультация сердца. Искусство выслушивания сердцебиения и определения, что с сердцем не так. Некоторые доктора способны «услышать» сердце пациента не по звуку, а просто заглянув ему в глаза. Считается, что в Индии врачи ставят диагноз и назначают лечение, сверяясь с божественной игрой небесных тел. Они рекомендуют носить украшения с определёнными драгоценными камнями: от колец и браслетов до цепочек и анклетов. Мало того, что эти украшения должны быть выполнены искусным мастером, а камни правильно подобраны – всё это должно находиться и в акустической гармонии с небесными светилами, каковая достигается при помощи мантр, посвящённых многочисленным божествам, которые населяют индийские рынки – кто прячась от глаз, а кто и являя себя средь бела дня. Удастся ли вам распознать те знаки, которые говорят о присутствии всех этих божеств на фотоработах Милы Побединой? Получается? Присмотритесь – ведь они на фото Милы повсюду, во всех их насыщенных красках! В виде призматических эффектов и затенённых зон, они проявляются в материальности объектов, разбросанных по полотну с беззаботной случайностью. Этот загадочный, пульсирующий и вращающийся мир бережно хранит внутри себя тишину. Колёса судьбы катятся по нему, видимые и скрытые в скруглённых очертаниях предметов, придающие округлость и плавность линий глазу, водоёмам, велосипедам, тележкам, чашам весов, которыми можно взвесить изобилие и яркость цветов еды и одежды. Всё подчиняется непрерывной диалектике внутреннего и внешнего.

 

Снаружи – тележки, сигналы машин, голоса, шёпот молитв, громкая ругань, пристальные взгляды страдающих, фигуры людей, охваченных энтузиазмом – или безмятежностью.

Внутри – хрустальные переливы детских голосов. Слышите? Загляните в их глаза – и вы услышите Песнь Большой Тайны.

 

Мила Победина услышала эту песнь. Её мастерство, её искусство отмечены печатью высшей пробы, ибо соответствуют жёсткому требованию: сердце должно вырасти за мёрзлой стеной грудной клетки и превратиться в барабан из шкур, согретых пламенем. Расширенные зрачки и застывшие на металле и пластике фотоаппарата пальцы – вот композиторы мгновения, чья музыка льётся подобно мягкому голосу ситара… или лучам закатного солнца на пляже Конарка… или извилистым улочкам Варанаси. Ну как, увидели? Божества эти ныне известны под другими секретными именами: Отвага, Надежда, Стойкость, Вера, Терпение, Смирение, Почтение, Достоинство, Радость с её сестрой-близняшкой Грустью. А также самая желанная из сакральных сущностей – та, что приветствует вас, приложив указательный палец к губам. Религиозность, воплощённая в самых обыденных человеческих жестах – вот что наполняет фотоработы Милы, запечатлевшие яркую, настойчивую, убедительную Индию. Слушать обязательно сердцем! – Песнь Большой Тайны, или О чём шепчет жизнь меж двумя мгновеньями ока.