ENG

МиК: Владимир Вяткин об «Аргусе» как барометре фото-культуры, о том, как не остывать в фотографии, какой цикл лекций сделает, об оценке духа времени и фотографе как производителе культурных ценностей

«На всех мировых фотоконкурсах уже давно отменили категорию «искусство и культура». Есть всё что угодно другое – «спорт», «наука», «природа», «событие», «уличная фотография» – но «искусство» и «культуру» отменили. Организаторы обычно отвечали мне на это, что есть же категория «жизнь» и «вот туда входит и война, и культура». Получается, что тогда побеждает естественным образом то, что более актуально. Поэтому мы и получаем, что культура и искусство остаются где-то на заднем плане, и порой просто обходятся без этой темы. Я, например, давно уже не езжу на какие-то экстремальные съемки, занимаюсь исключительно культурой и искусством, поэтому материала у меня накопилось много. Но всякое мое участие в больших и малых конкурсах в последнее время не имеет отметок внимания со стороны жюри, потому что, когда есть выбор между «войной» (освещением конфликтов в мире) либо «уличной» или «социальной» фотографией, либо с событийной хроникой, связанной с ковидом или стихийными бедствиями – искусство и культура уходят в самый конец. Конечно, и обидно, и печально. Востребованности нет, чтобы хотя бы поучаствовать где-то, помериться силами, обозначить свои возможности. Ведь всякий конкурс — это элемент соревновательности. Это спорт. В любом искусстве абсолютно. Если этого элемента соревновательности не будет, то искусства и развития не будет. И здесь важно сказать, автор соревнуется прежде всего с самим собой, со своим ростом, следит за теми, кто и равны тебе, и более молодым поколением, которое великолепно снимает. То есть, всё относительно, всё определяется сравнением.

Мне что сравнивать? Я снимаю одно искусство сейчас - выставки, музыкальные и фестивальные события. 10 лет я не участвовал в конкурсах, где «искусство и культура» были бы представлены широко, целиком, правильно, объёмно и престижно. Поэтому «Аргус» для меня важен. Я несколько лет работал на Фестивалях Башмета, был в жюри первого «Аргуса» – видел, что люди снимают и как. Этот конкурс – однозначно единственный в нашей стране и, может быть, даже единственный в мире, хотя есть еще в Китае что-то подобное, связанное с культурой и искусством. Китай, конечно, идет с опережением, они завоюют мир не с оружием в руках, а с фотоаппаратами. Я в этом убедился и знаю, о чем говорю. Китай я очень люблю и могу даже больше сказать, что с 80-го года моего преподавания в университете одни из самых лучших моих студентов — это китайские аспиранты. Абсолютно честно и прямо. Были разные, конечно, студенты, но более уважительного и деликатного отношения к своим преподавателям и сверстникам я не видел. Китайцы молодцы, но вернемся к нам. «Аргус» — это то мероприятие, которое явно появилось неслучайно именно в рамках Фестиваля Башмета. Я увидел уважительное отношение организаторов к фотографии и культуре. Полагаю, что важно находить больше ресурсов для расширения этой инициативы. 

«Аргус», вероятно, единственная в России возможность самовыразиться в рамках культуры и искусства. Как только объявили о старте конкурса этого года, я практически три месяца не сплю ночами – из 12 тысяч кадров отснятого материала я ежедневно отбирал, складывал темы и определённые серии, до последнего сомневаясь. Днем я работал и преподавал, и оставалась только ночь на то, чтобы продолжать менять, добавлять и улучшать. Для меня это великолепная возможность не остывать. Не остывать в фотографии, не остывать в мире и современного искусства, и классического. Я постоянно хожу на все выставки молодых художников, фотографов, на фестивали современной изобразительной культуры и музыкальные фестивали. От этого я получаю удовольствие. Поскольку в свою бытность я долго занимался и музыкой, и живописью, для меня это не безразлично. Для меня «Аргус» – условный чемпионат России, а, может быть, и Олимпийские игры в фотографии из области культуры и искусства. Я попросил организаторов не приглашать меня, пожалуйста, ближайшие несколько лет, в члены жюри. Я хочу быть участником. Отмечу, насколько умно составлены пять тематических задач - номинации конкурса. Знаете, я снимаю сериями – у меня тематические циклы, размышления, философия. Поэтому грамотно выстроенные ключевые слова номинаций меня еще больше подтолкнули к анализу при отборе материала. Таким образом, у меня есть все возможности показать, что современная культура — это не просто живопись, музыка, фотография. Это архитектура. Это цирк. Это фигурное катание. Это музыка состояний из события. Одну серию для конкурса я выстраивал не одну неделю, специально ездил доснимать материал. У меня есть желание доказать самому себя, что я еще чего-то слышу, вижу и чувствую. Потом я хочу сделать целый цикл лекций по технологии отбора материала, именно в серийной съемке, как средства самовыражения и выражения человека, фотографа. Из своих же серий сделаю лекции и на их примере покажу анализ отбора.  И мои студенты увидят, как я выстраивал, как дополнял, что менял, как менял названия, как обманывал сам себя. Это любопытно. Поэтому и не случайно я поехал на 4 дня в Питер, на выставку Сурикова, в которого влюблен. Суриков в своей живописной реализации– это идеальная фотожурналистика. На хорошую, классную, реалистическую живопись надо смотреть быстрым глазом фотографа, оценивая детали и ставить вопрос «мог бы я снять лучше, чем Суриков?». И на хорошую фотографию надо смотреть вдумчивым, долгим взглядом художника, задавая вопрос «а мог бы я так?». Здесь важно менять местами взгляд. Фотография — это искусство быстрого мышления и долгих размышлений. В отличие от художника или музыканта, у фотографа должно быть мышление сиюминутное, быстрое, ожидаемое либо не ожидаемое. Сейчас выиграет не тот, кто лучше снимает, а тот, кто лучше занимается аналитикой. А аналитика — это, прежде всего, живописная реалистическая культура, и надо смотреть нам, фотографам, на живопись Сурикова глазами фотожурналистов. Идеально всё. В объективной реальности это невозможно снять, но, тем не менее, надо учиться у художников. У них иной и образовательный фундамент, и плацдарм для размышлений — и временной, и исторический, и бытовой. Многие художники сейчас перестали уже писать наброски и эскизы, они фотографируют. То есть, если мы, фотографы, по своей глупости вырываем из объективной реальности элементы этой реальности, то художник складывает из наших фотографий объективную реальность, расширяет рамки – визуальные, смысловые, тематические. Поэтому учиться надо у них, и «Аргус» — великолепная возможность оценить наших классиков живописной культуры, посмотреть потом на лучшее, что будет на выставке – на нашу фотокультуру, объединить. Это отличный плацдарм для осмысления и переосмысления всего. 

Самый больной для меня вопрос — то, о чем мне запрещали говорить, но я говорил и буду говорить – Россия страна не визуальной культуры.  Вероятно, в силу русского характера, в силу его стихии и цепкости, и не будет. И не потому, что в России нет, не было и не будет выдающихся фотографов – они были, они есть и они будут. Просто Россия была долгое время оторвана от мировой фотокультуры, мы были закрытые. Я могу буквально на пальцах это доказать и четко объяснить почему. Но дело не в этом - у нас были, и есть выдающиеся фотографы и будут всегда. Я же говорю о другом – общественное сознание в России не видит в фотографе производителя материальных и культурных ценностей. Художник – да, писатель – да. Композитор – да. Циркач – да. Актер – да. Но не фотограф. Потому что сейчас все фоткают. Русские – очень азартный народ, мы хватаемся за любую возможность самовыразиться, не важно – со знаком плюс или минус. Показать свою образованность, разум, мудрость либо свою глупость и тупость.

Поэтому, безусловно, важно продолжать поддерживать искусство фотографии, а искусство и культуру, извините, никуда не деть. А «Аргус» для меня своего рода барометр нашей фотографической культуры и нашего фотографического искусства. И, может быть, через «Аргус» мы повысим отношение к фотографии и фотографам в современной России. К фотографии как к некой ценности – исторической, документальной, временной. В наше непростое время, если мы оставим хорошие фотографии, то наши потомки поймут, что Россия становится страной визуальной культуры и увидят фотографа как производителя документальных и исторических ценностей. Фотограф — это исследователь жизни. Любая фотография субъективна в своей оценке и чем больше субъективности в сравнении будет визуально воспринято человеком, тем больше мы будем делать правильные выводы – «а что было на самом деле?». Фотография – это великолепный инструмент оценки времени, культуры, мозгов наших национальных, оценки национального духа времени. Своими словами мне хотелось дать вам импульс. Рад видеть иностранное жюри в экспертах конкурса этого года и, надеюсь, им будет любопытно посмотреть нашу российскую фотографию. Надеюсь, «Аргус» станет международным конкурсом, его значимость растет и пусть продолжает расти. А я буду соревноваться, хочу размять свои ноги, мозги, глаза. Я действующий фотограф и мое дело – действовать, снимать. А работа критиков и экспертов – оценивать, ругать, хвалить, либо давать подсказки. Я люблю всякую критику и положительную, и отрицательную чтобы в какой-то момент взять и поставить себя на свое место. И понять, ты вообще на своем месте? Для меня всякое искусство – это искусство сомнений, но самые большие сомнения у меня были не в живописи, не в спорте и не в музыке – самые большие сомнения до сих пор у меня в фотографии. Просыпаюсь, открываю глаза и задаю себе вопрос – тем ли я в этой жизни занимаюсь?». 

Владимир Вяткин

 

Владимир Вяткин – член жюри АРГУС-2021.  Фотожурналист, почетный член Союза фотохудожников России. В творчестве предпочитает снимать общественно-социальные темы, искусство, спорт. Им разработана стилистика неопикториальной фотографии. Родился в Москве 29 января 1951 года. В детстве увлекался музыкой и живописью. В 1968 году после окончания школы-интерната поступил работать в Агентство печати «Новости» (АПН) в качестве фотолаборанта, затем ученика художника. В 1971—1973 годах служил в рядах вооруженных Сил СССР. После окончания воинской службы вернулся работать в АПН, где работает по настоящее время в качестве специального фотокорреспондента Дирекции Фотоинформации РАМИ РИА Новости. Член Союза журналистов СССР с 1979 года. В 1981 году закончил вечернее отделение факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова. С 1983 года преподает фотожурналистику на факультете журналистики МГУ и в Академии дизайна. В 1985 году Международная организация журналистов (IOJ) присвоила ему статус – «Международный мастер фотожурналистики». С 2004 года Владимир Вяткин является академиком Международной гильдии фотографов средств массовой информации. Многократно участвовал в специальных проектах для журнала National Geographic. Снимал фоторепортажи во многих горячих точках планеты: в Никарагуа, Афганистане, Чечне. Владимир Вяткин – шестикратный лауреат международного фотоконкурса World Press Photo. Трижды избирался в члены международного жюри этого конкурса. Лауреат и призер многих международных фотовыставок и конкурсов. Работы Вяткина также неоднократно отмечены на конкурсах «Mother Jones» (США), «Великая стена» (Китай), спортивных конкурсах в Швейцарии, Франции, Японии, в 2003 году получил «Золотой приз» Саддама Хусейна (Ирак), многократный обладатель гран-при конкурса «Серебряная камера» в 2003-2013 годах (Москва). Вяткин не только фотожурналист с мировым признанием, но и талантливейший учитель. Более чем за 30-летний стаж преподавания — количество его учеников стало измеряться тысячами.

Беседовала команда Международной биеннале фотографии PhotoVisa.